Burger
«В Казани кинобум». Семь татарстанских фильмов, которые стоит ждать в следующем году
опубликовано — 26.12.2017
logo

«В Казани кинобум». Семь татарстанских фильмов, которые стоит ждать в следующем году

Хоррор про Водяную, комедия про козу и еще пять готовящихся к выходу картин в выборе Альбины Нафиговой

На протяжении 2017 года «Инде» внимательно следил за местным кинопроцессом: мы рассказывали о съемках татарской комедии в средневековых декорациях, драме о мулле-экуменисте и веб-сериал о «казанском феномене». В преддверии Нового года представляем обзор семи полнометражных картин, реализация которых намечена на 2018 год, и робко надеемся на качественный скачок в татарстанском кино — по крайней мере, в него верит директор форума «Время кино» Альбина Нафигова, а это уже что-то значит.


Альбина Нафигова

программный директор Казанского Международного фестиваля мусульманского кино, директор форума «Время кино»

Главный итог 2017 года — кино в Татарстане стало заметно больше. Особенно это относится к короткому метру. Я против снисходительного отношения к нему, потому что тенденции, сюжеты и темы, которые выстрелят на фестивалях завтра, уже сегодня есть в коротком метре — это живой нерв всего кинопроцесса. Молодые режиссеры не ждут бюджетов от государства, а успешно осваивают краудфандинговые платформы, где вполне реально собрать небольшой бюджет на короткометражный фильм. Более того, в Татарстане есть пример и полного метра, снятого на народные средства, — это зомби-хоррор «Вирион». У этого фильма есть понятные визуальные и технические недостатки, но мы не можем отрицать, что команда «Вириона» подала пример того, что при большом желании можно реализовать практически любую авантюру — даже снять фильм о зомби в Татарстане.

В 2018 году мы, «Время кино», продолжим практику выпуска киноальманахов с татарстанским коротким метром — при нынешнем темпе съемок в Татарстане вполне реально выпускать в год по два таких сборника. Это может быть тематический или жанровый альманах, наподобие тех, которые делала компания Utopia Pictures (Sci-Fi Shorts, Romcom Shorts). Впервые мы сделали подобное в 2015 году с проектом «Татарстанские шорт'ы». Тогда в него вошли первые фестивальные проекты с прокатными удостоверениями. Альманах мы показали в разных регионах России, в Ночь библиотек, на сеансах уличного кино в парках и скверах, а уже в обновленном варианте — совсем недавно в Москве и на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Сочи.

В декабре в Татарстане прошел День короткометражного кино — он стал еще одним признаком происходящего в Казани кинобума. Раньше он проходил только на одной площадке, но в этом году мы провели его на 20 площадках в пяти городах Татарстана (кроме Казани это Альметьевск, Нижнекамск, Набережные Челны и Бугульма). По сравнению с прошлым годом мы охватили в пять раз больше зрителей. В Казани мы старались обратиться к молодежной профессиональной аудитории (будущие кинематографисты, журналисты, пиарщики, конфликтологи, спортсмены). Это событие стало первым проектом по организации киномероприятий новой дирекции «Время кино». Мы решили, что можем предлагать зрителю и киноотрасли не только одноименный форум, но и конкретные мероприятия, а в перспективе и прокат.

Сегодня в коротком метре начинается первая в Татарстане копродукция. Речь о фильме армянского режиссера Гужа Тадевосяна с рабочим названием «Один день». Он снимает короткий метр, но в случае, если у фильма сложится успешная фестивальная судьба, то он «вырастит» его до полнометражного проекта. Оператор картины — казанец Юрий Данилов. На днях в Казани начались съемки. Также в картине участвуют иранские продюсеры, которые займутся промоушеном и фестивальным продвижением фильма. Гуж Тадевосян не чужой для Казани человек: он участвовал со своим фильмом «Цирк приехал» во внеконкурсной программе «Молодежные шорты» на фестивале мусульманского кино в 2013 году. Я уверена, что копродукции станет больше, потому что Казанью активно интересуются российские и зарубежные кинодеятели. Регион их привлекает в первую очередь как интересная локация (здесь нас очень выручает эклектичность Казани, в которой можно снимать разное кино). С другой стороны, потихоньку в городе появляются кинематографические кадры и здесь можно снимать кино за относительно небольшие деньги (казанские зарплаты съемочной группы меньше, чем в Москве). Хотя, конечно, все еще существует дефицит кадров кинопрофессий «второго ряда» (гримеры, вторые режиссеры и т.п.). Раньше к нам приезжали только если нужно было отыгрывать экзотические булгарские сюжеты или использовать Казань исключительно как локацию (можно вспомнить фильмы вроде «Сокровищ О.К.», «Реальная сказка»). Эти случаи никак не влияли на местную киножизнь.

Понятным итогом роста количества местного кинопродукта стала национальная программа в рамках Казанского Международного фестиваля мусульманского кино. В этом году в нее вошли 10 татарстанских картин, снятых в 2016−2017 годах. Цель этой программы — представить зрителям весь спектр киноработ, существующих сегодня в Татарстане: полный и короткий метр, анимация, женская режиссура и жанровое кино.


Татарстанское кино-2018 — выбор Альбины Нафиговой

«Кире» — новый проект от команды сериала «Неотосланные письма»

Режиссеры картины — Рустам Рашитов и Ильсияр Дамаскин. Продюсеры фильма — москвичи Дмитрий Паклин и Татьяна Ивашкина. Бюджет собран полностью из частных средств. Планируется, что «Кире» будет массовой комедией, создатели ориентируются на такие успешные региональные кинокейсы, как башкирский «Из Уфы с любовью» (фильм попал в прокат сети «Каро») и алтайский «Похабовск. Обратная сторона Сибири» (региональный рекордсмен по сборам, сумевший обойти в местном прокате голливудские блокбастеры).

Главный герой «Кире» — консервативный татарин-интеллигент Мансур в исполнении актера Камаловского театра Фаниса Зиганшина. Роль писалась специально под него, он сам в процессе написания сценария доводил текст своего героя до готового вида. По фильму ему предстоит схлестнуться в комедийном конфликте с молодой дочерью — символом нового космополитичного поколения татар. Еще на стадии подготовки к съемкам продюсеры планировали привлечь в фильм московскую звезду — выбор пал на участника «Квартета И» Камиля Ларина. Он сыграет роль московского татарина, потерявшего связь со своими национальными корнями.

Съемки фильма практически завершены — осталась только одна зимняя съемочная смена. Мы показывали материалы фильма в Санкт-Петербурге на всероссийском питчинге и в Казани на форуме «Время кино» — везде встречаем одинаково восторженную реакцию. В течение года мы хотим прокатать фильм по российским фестивалям, в конце года планируем полноценный прокат.

«Пувырга» Влада Петрова

В отличие от «Кире», «Пувырга» будет чистым арт-фильмом, заточенным не под массового зрителя, а под российские и западные фестивали. Фильм занял первое место на питчинге региональных кинопроектов в рамках VI Санкт-Петербургского Международного культурного форума. В качестве приза команде проекта компания Canon выделила фильму профессиональную киноаппаратуру. Это история о Ромео и Джульетте в казанских реалиях 1970–1980-х годов, фильм о людях, которые так и не захотели стать взрослыми. Повествование ведется от лица ребенка, в сюжет фильма вплетены его сны и образы из воображения — в итоге должна получиться грустная сказка в духе Андерсена и Экзюпери.

Съемки начнутся весной 2018 года, они пройдут в Казани и, возможно, в Чистополе. Художником проекта станет Ильгизар Хасанов. Скорее всего, мы сделаем два варианта монтажа: зрительский с рейтингом 12+ и фестивальный 18+. Сейчас сценарий Влада Петрова на редактуре: Влад писал его по своей книге, и мы решили показать его другому человеку, чтобы он посмотрел на материал новыми глазами и выявил возможные недостатки. Я не уверена, что фильм будет готов в 2018 году, но этому проекту точно не нужна спешка.

«Пувырга». Режиссер Влад Петров

«Леша, который хотел стать Горьким» Оксаны Синчуговой

Этот проект мы представили вне конкурса на питчинге региональных кинопроектов в рамках VI Санкт-Петербургского Международного культурного форума. Это игровой полный метр, про актера, которому предстоит сыграть Максима Горького. Актер Алексей приезжает в Казань, чтобы изучить казанский период биографии писателя и лучше узнать своего героя.

«Леша, который хотел стать Горьким» — красивая многослойная история со структурой «фильм в фильме». Мне кажется, это очень перспективный проект как в зрительском, так и в фестивальном плане. Пока проект только объявлен: Оксана лишь недавно закончила свой документальный фильм и новую игровую короткометражку.

«Байгал» Ильдара Ягафарова

Байгал — мифическая рыба, обитающая в Волге. По преданию, если кто увидит эту рыбу, обретет счастье. Полнометражный фильм по этому фольклорному сюжету снимает председатель Союза кинематографистов РТ Ильдар Ягафаров по сценарию драматурга Мансура Гилязова. Герой фильма, рыбак Галимжан, должен помочь сыну, которому грозит суд, но обстоятельства складываются так, что он бессилен, вся надежда на легендарную рыбу Байгал. Фильм уже снят, сейчас идет этап постпродакшена. Я предполагаю, что его представят на будущем фестивале мусульманского кино.

Бюджет фильма составил 4,5 миллиона рублей. Одним из сопродюсеров выступила директор Татаркино Миляуша Айтуганова, оператором фильма стал Юрий Данилов, музыку написал Марат Ахметов, художник фильма — Ильгизар Хасанов. Главных героев сыграли татарстанец Ринат Галимов и Владимир Вдовиченков.

​«Байгал». Режиссер Ильдар Ягафаров

«Водяная» Алексея Барыкина

Алексей Барыкин представляет совершенно особую для Татарстана стратегию кинопроизводства: у него есть киношкола и на съемках его фильма учатся работать его студенты. Весь 2017 год он был занят фильмом «Водяная» — это полнометражный приключенческий хоррор-фильм, основанный на татарской мифологии, что-то вроде «Су анасы» на новый лад. Барыкин всегда тяготел к массовому жанровому кино — это видно по его семейным фильмам вроде «Семейные хлопоты» и «Айсылу». Более того, он же снимал хоррор в коротком метре («Сухая река»).

Главные роли в фильме сыграли дети, Также в картине участвуют известные татарстанские актеры: Нафиса Хайруллина, Ильдус Габдрахманов, Фанис Зиганшин, Гузель Шакирзянова. Роль Водяной исполнила казанский театральный режиссер и актриса Юлия Захарова. Картина имеет возрастной рейтинг 6+. Производство фильма практически завершено, и «Водяную» зрители точно увидят в 2018 году.

«Команда мечты» Максима Зыкова

«Команда мечты» — проект продюсерского центра «Молодежные инициативы», созданного на базе молодежного центра Союза кинематографистов РФ. Это полнометражный фильм о детском спорте, построенный по новелльной структуре с общим сквозным сюжетом. «Команда мечты» посвящена трем видам спорта: самбо, футболу и конному спорту. Каждая часть снималась в новом городе, в Казани — новелла «Трепет» (о конном спорте).

Режиссер картины Максим Зыков — обладатель диплома Гильдии киноведов и кинокритиков России за короткометражный фильм «Это кажется, что прошло, а на самом деле, может, и не прошло» (2010) и один из создателей молодежного сериала «Универ. Новая общага». Съемки проходили летом в Казани, в них приняли участие 200 казанцев. Это были не профессиональные актеры, а дети с навыками конной езды, местные звезды ТВ и радио и так далее — в массовых съемках мог принять участие любой горожанин. Прокат фильма намечен на весну 2018 года.

«Мулла» Рамиля Фазлыева

«Мулла» — полнометражный фильм-экранизация пьесы Туфана Миннуллина. Пьеса Миннуллина посвящена духовному самоопределению жителей татарской деревни, которая в пьесе является олицетворением всей нации. Главную роль в фильме сыграет Рамиль Фазлыев — режиссер Атнинского театра. Он же выступает и режиссером фильма совместно с молодым коллегой Амиром Галиаскаровым. Съемки прошли в селе Кубян Атнинского района.

Над сценарием «Муллы» вместе с режиссером работали автор идеи проекта Марат Ахметшин и режиссер Камаловского театра, драматург Ильгиз Зайниев. Одну из ролей в фильме сыграл Марат Башаров (это уже третий татарстанский фильм с московской звездой за короткий период). Создатели планируют представить фильм зрителям на фестивале мусульманского кино в следующем году.

Фото: 1, 2 — VK; 3, 4 — FB