Поволжский вестерн про комбайнеров и хоррор про Шурале. Шесть казанских премьер, которые стоит ждать
«Инде» уже писал о современных казанских художниках, которых нужно знать. Вслед за этим решили рассказать о локальном кинематографе: в этом материале шесть режиссеров рассказывают о своих уже снятых или только готовящихся к съемкам фильмах, премьеры которых, на наш взгляд, не стоит пропускать.
«Киллер»
Режиссеры Ильнур Гильманов и Дамир Гильманов
Формат:
короткий метр
Жанр:
комедия
Стадия готовности:
подготовка к съемкам
Антон, потеряв работу и возлюбленную, хочет спрыгнуть с крыши многоэтажки. Самоубийство Антона не входит в планы профессионального киллера, расположившегося на той же крыше.
Ильнур Гильманов
У всех моих проектов два автора — я и мой родной брат Дамир. Замысел фильма родился из скетча про киллера, который на задании натыкается на неожиданное препятствие. При подготовке сценария мы ориентировались на короткометражный фильм 2010 года New Tenants (тогда он получил «Оскар») и драмеди-сериал «Барри» — про киллера, который решил стать актером.
Сейчас мы ищем финансирование под этот замысел. Мы переписали изначальный сценарий под пилотную серию веб-сериала. Во-первых, историю героев можно рассказать объемнее, чем в изначально запланированном десятиминутном фильме, во-вторых, под пилот сериала легче найти деньги. Сейчас проект на рассмотрении у нескольких студий.
Параллельно мы своими силами сняли другой короткий метр — «Все по чесноку». Это мокьюментари-трагикомедия про блогера, который, чтобы прорекламировать противовирусный препарат, сообщает своим подписчикам, что у него коронавирус. Идея появилась после нашумевшего скандала с арбидолом, когда его позиционировали как средство против коронавируса. Этот фильм мы планируем выложить на YouTube в конце лета, после участия в кинофестивалях. Пока отправили заявки на «Короче», Short Soup International Short Film Festival, «Горький Fest», «Серебряная ставрида» и Moscow Shorts.
«Кахексия»
Режиссер Алина Кузьмина
Формат:
полный метр
Жанр:
триллер
Стадия готовности:
постпродакшен
Кахексия — медицинский термин, обозначающий крайнее истощение организма. Именно это происходит с героями фильма, студентами исторического факультета. Они соглашаются принять участие в научном эксперименте — провести две недели в закрытом пространстве без еды. Во время эксперимента они занимаются анализом архивных документов о голоде 1920-х в Поволжье, пока преподаватель наблюдает за их работоспособностью. Но в день окончания эксперимента студентов никто не выпускает.
Алина Кузьмина
После дебютного зомби-хоррора «Вирион» мы захотели связать новый фильм с историей Татарстана. Еще во время обучения на истфаке меня поразил архивный документ с описанием тяжелых реалий поволжского голода. Эта тема мало освещается. Во время обсуждения идей нового проекта мы решили, что остановимся именно на этом.
Но мы точно знали, что не будем делать историческое кино. «Кахесия» — фильм про современность, но с аллюзиями в прошлое. В фильме мы противопоставляем современную молодежь, которая в погоне за хайпом готова буквально на все, и людей столетней давности, которые не выбирали попадать в страшные условия. Исторических сцен в фильме не больше 20 процентов от общего хронометража, но мы все равно изучали документы в госархиве, чтобы эти сцены приобрели необходимую достоверность.
После сценария у фильма началась питчинг-судьба. На первом же питчинге идея фильма вызвала у жюри ужас. Я для пущей убедительности подкрепила свой рассказ историческими фотографиями. Один член жюри даже сказал, что в Татарстане такое кино не нужно, а мы — просто кучка ребят, снимающих ролики для «Ютуба». Мы поняли, что презентовали «Кахексию» неправильно. Шанс получить финансирование упустили, но от идеи не отказались.
Мы сами собрали деньги и начали снимать. Через полгода снова заявились на казанский питчинг, полностью пересмотрев позиционирование проекта, и заняли первое место в категории Work in Progress. Потом прошли в шорт-лист питчинга Московского кинофестиваля, выступили перед Константином Хабенским в «Артхабе» и на конференции TEDx.
Фильм, над которым мы работали два с половиной года, готов на 95 процентов. Очень рассчитываем на региональный прокат и участие в фестивалях. Но все усложняется текущей эпидемиологической ситуацией.
«Пувырга»
Режиссер Влад Петров
Формат:
полный метр
Жанр:
драма
Стадия готовности:
постпродакшен
«Пувырга» — история казанских Ромео и Джульетты эпохи 1970-х, показанная глазами их сына.
Влад Петров
Это автобиографическая история. Сперва я воплотил ее в литературе — в 2010 году вышла повесть «Пувырга». Затем, после большого перерыва, приступил к сценарию. Первый вариант написал к декабрю 2016 года. С этого момента начался долгий путь к фильму.
Первый значительный шаг случился, когда директор «Времени кино» Альбина Нафигова пригласила меня в питчинг региональных кинопроектов, где сценарий «Пувырги» занял первое место. О фильме услышали, заинтересовались, кто-то предложил помощь. Например, Высшая школа журналистики и медиакоммуникаций КФУ предоставила для съемок хорошую камеру.
Но главный рывок произошел после знакомства с командой «АртХаба» — творческой резиденции Константина Хабенского в Казани. Посмотрев короткую версию-презентацию, Константин Юрьевич поверил в проект и дал добро на создание фильма. Директор «АртХаба» Михаил Волконадский стал генеральным продюсером. Он не только взял на себя организационные и финансовые вопросы, но и принимает большое творческое участие в проекте. Болеет за него не меньше, чем я сам.
На «Пувырге» собрались прекрасная команда единомышленников и прекрасные актеры. Главную роль ребенка сыграл Илья Салин, с ним работалось очень легко. Он сам словно из той эпохи, которая показана в фильме: не знает «Губку Боба», зато наизусть цитирует фильмы Гайдая и обожает «Ну, погоди!». В атмосферу фильма он вписался очень органично. Тяжело ему было лишь оттого, что сниматься приходилось в промежутках между школой и домашними уроками, поэтому в перерывах между дублями он мгновенно засыпал.
Роли взрослых играют ведущие актеры Казанского ТЮЗа, театра Качалова и Тинчуринского театра.
По поводу даты премьеры сказать трудно, особенно учитывая нынешнюю непростую ситуацию в мире. Но точно будем отправлять картину на фестивали и подумаем о прокате.
Очень часто слышу вопрос «Что такое Пувырга?». Этого слова нет в словарях. Его придумал мальчик — главный герой фильма, когда мчался на салазках с крутой снежной горы. Чтобы понять его смысл, нужно посмотреть фильм.
«Солдатская шапка»
Режиссер Павел Москвин
Формат:
короткий метр
Жанр:
военная драма
Стадия готовности:
фильм снят
Солдат Муса теряет шапку во время отступления. Ему приказывают вернуться на передовую и найти ее. Там он натыкается на выжившего сослуживца, который спасает героя от снайперской пули. Оказавшись в западне, они вынуждены вместе дожидаться ночи. При знакомстве герои узнают, что они оба татары, но при этом абсолютно разные, особенно в отношении к национальной идентичности и товариществу.
Павел Москвин
Я ехал в поезде и в газете прочитал стихи ветерана-фронтовика Василия Агеева. Одно из стихотворений мне очень понравилось, оно вдохновило меня на сочинение сюжета фильма. Кроме этого мне хотелось изучить в фильме тему конфликта двух идеологий — советской глобализации и национальной идентичности.
Сюжет мне помогали прописывать сосценарист Никита Щинников и оператор Руслан Косенко. С готовым сценарием я подался на всероссийский питчинг дебютантов и выиграл его, получив финансирование от Фонда президентских грантов РФ. На одну из ролей второго плана я пригласил своего товарища — актера из Москвы Илью Ермолова. Чтобы он помог нашим ребятам повысить планку актерского мастерства. По-моему, это получилось. Казанские актеры, Идель Киямов и Булат Минкин (его я уже снимал в своем дебюте), на мой взгляд, прыгнули выше головы. Их работу отмечают все, кому я показывал фильм.
К сожалению, выделенных денег не хватило: я вылетел из производственного бюджета на 100 тысяч рублей, поэтому пришлось вкладывать свои деньги. Но с деньгами на постпродакшен нас выручило министерство культуры РТ, за что им отдельное спасибо. Кино мы снимали в лесах Марий Эл. Их министерство тоже не осталось в стороне: выдало все нужные разрешения на съемку и предоставило несколько человек для массовки. Фильм готов, сейчас думаю о его фестивальной судьбе, но из-за вируса все не очень стабильно.
«Солидол»
Режиссер Рим Шафигуллин
Формат:
полный метр
Жанр:
«вестерн про комбайнеров»
Стадия готовности:
написан сценарий
Недалекое будущее, Дрожжановский район Татарстана. Глобальный кризис заставил вернуться горожан в свои родные деревни. Один из них — молодой парень Адель, который подрабатывает комбайнером. Его спокойную жизнь разрушает сын местного цыганского барона, который тоже когда-то бросил город и обустроил в родных краях наркокартель.
Рим Шафигуллин
«Солидол» — дизельпанковый вестерн, вдохновленный шедеврами южнокорейского кино последних 20 лет, «Безумным Максом», вестернами Серджио Леоне и Говарда Хоукса и их советскими перепевками, типа «Белое солнце пустыни» и «Свой среди чужих, чужой среди своих».
Замысел «Солидола» стоит на трех китах. Во-первых, моя любовь к советским комбайнам и тракторам. Как-то я работал ассистентом комбайнера в Чувашии и дико полюбил советскую сельхозтехнику. Меня сильно впечатлили уродливые, шумные, пыльные, но прекрасные орудия, созданные для добычи еды.
Во-вторых, я люблю эстетику Техаса из голливудских фильмов. К тому же странным образом мир Техаса напоминает мой родной Дрожжановский район.
В-третьих, я хочу осмыслить внутренние конфликты моих сверстников. Я заметил, что многих парней моего возраста, вырвавшихся в люди из сел и моногородов, волнуют отношения со своим прошлым. В основном это связано с отцами, страдавшими алкоголизмом, и семейным насилием (в 1990-х отцы в деревнях, кажется, занимались только этим). Также это про отношения с друзьями детства, которые так и остались там. Думаю, многим знакомо: ты встречаешь старого друга, но вам уже не о чем говорить. То ли ты изменился в погоне за лучшей жизнью, то ли они застряли по своей глупости.
У меня сейчас есть сценарий, хотя я еще несколько раз его перепишу. Я начал отправлять его знакомым продюсерам. Реакция положительная, но я понимаю, что никто в трезвом уме не даст парню с парой короткометражек в портфолио несколько десятков миллионов на полный метр. С другой стороны, после того, как я снял короткометражку «П****ц» («Капец»), меня пригласили в каннскую резиденцию фонда Сinefondation. Это что-то типа киношколы, где ты должен запитчить полный метр и у тебя есть шанс получить финансирование. Я как раз хочу представить там «Солидол».
Этим летом хочу снять тизер или короткометражную версию. Пока ищу идеального актера азиатской внешности на главную роль. Параллельно занимаюсь другими короткометражками под лейблом объединения молодых кинематографистов OPG 1992. Это тоже подготовка к полнометражному «Солидолу». Я чувствую, что процесс пошел, но опять же осознаю, что до готового фильма все равно еще далеко. Быстро снять полнометражный экшен-фильм, к сожалению, невозможно.
Посмотреть дебютный фильм Рима Шафигуллина «Великий мастурбатор» можно здесь.
«Шуралеший»
Режиссер Айрат Камалов
Формат:
короткий метр
Жанр:
психологический триллер
Стадия готовности:
постпродакшен
Молодой парень по кличке Шип угоняет автомобиль, чтобы решить свои жизненные проблемы. Машина глохнет посреди зимнего леса, где с ним происходит череда странных и пугающих событий.
Айрат Камалов
Я с детства люблю мифологию, в особенности меня интересует, как именно у разных народов рождаются образы разных мифических существ. Из названия моего фильма очевидно, что речь в нем идет о лесных божествах. Я много гуляю пешком в лесу. Именно во время таких прогулок я и придумал этот фильм.
Снимали без денег, с друзьями и единомышленниками. От операторов до гримера — все работали за идею. Актеры — мои друзья. Правда, из-за ограниченных финансов от некоторых сцен пришлось отказаться. Нам было интересно, сможем ли мы снять хороший фильм зимой, да еще и в темное время суток. Вроде бы пока все получается.
Сейчас идет постпродакшен. В частности, пишем саундтрек — тоже сами. Только главную песню мы попросили написать группу «Сруб». Они для нас сочинили композицию «Помни».
Я рассматриваю этот вариант «Шуралешего» как подготовку к полнометражному фильму по этому сюжету. Сейчас я как раз расширяю первоначальный сценарий. В любом случае с готовым коротким метром мы заявимся на фестивали, а также будем искать финансирование для дальнейшей работы.