Маршрутный лист. Что исследовать в Московском районе
Московский, начинающийся сразу за Кремлевской дамбой, — район редких для Казани градостроительных ансамблей, широких улиц, заводов и парков. В новом выпуске рубрики «Маршрутный лист» рассказываем, где гулять и что смотреть в северо-западной части города.
Что нужно знать об истории района
Ольга Блатова
архитектор, дизайнер, руководитель дизайн-бюро Volga
Московский район видел многое. История этой территории начинается аж в XVII веке. Она проходит через удельное лесничество и образование дачных поселков для буржуазии к буму социалистической индустриализации 1930-х, эпицентру промышленной эвакуации в 1940-х и последним образцам роскошной сталинской застройки в 1950-х.
В 1654 году в город пришла эпидемия чумы. Там, где казанцы встретили крестный ход с чудотворной иконой Богородицы из Седмиезерной пустыни, для иконы соорудили деревянную часовню. А в 1691 году был основан Кизический Введенский монастырь, ставший магнитом формирования Кизической слободы. Она до конца XIX века считалась самой северной границей города. До наших дней сохранились лишь надвратная церковь XVIII века и братский корпус XIX века. Это старейшие каменные постройки в районе и одни из самых древних в городе.
Позади монастыря располагались кладбище и Кизический лес, остатки которого можно увидеть и сейчас — это парк «Сосновая роща» у ДК химиков. Кладбище некогда было местом упокоения богатых горожан. Его снесли в 1964 году к приезду в город Никиты Хрущева. Властям показалось, что руководителю страны может не понравиться соседство кладбища с динамичной стройкой хрущевок, но Хрущев так и не проехал по этой дороге.
Через Кизическую слободу проходила Алатская, а потом просто Большая дорога. От берега Казанки сформировались еще две слободы — Гривка и Козья. Все вместе это называлось «выселки», где жили переселенцы из центральной части города. Весной Казанка разливалась, и выселки оказывались изолированными от центра — порой до июля. Поэтому перспективы развития этой части города оценивали как «мрачные». В путеводителе Николая Загоскина «Спутник по Казани» 1896 года указано, что Козья и Кизическая слободы «навсегда лишены» возможности присоединиться к городу и «обречены оставаться пригородными». При этом в 1890-е годы начали строить Хизицкую (Кизическую) дамбу — деревянный мост, который должен был связать центр города с его северными районами. В советское время дамбу стали называть Ленинской, а с недавних пор — Кремлевской.
Судя по карте Казани 1939 года, дорога от дамбы до нынешнего перекрестка с Чистопольской называлась Октябрьской улицей, от перекрестка до ДК химиков — Большой Кизической. Участок от ДК до нынешней улицы Воровского в 1925 году получил название Декабристов — в честь 100-летия восстания на Сенатской площади Санкт-Петербурга. По легенде, именно по Алатской дороге восставших декабристов этапировали в ссылку.
Между парком у ДК и улицей Воровского располагалась Удельная слобода — так называемая казанская лесная дача. Участки сдавали под застройку, образуя новые названия районов — Удельная стройка, Кизическая стройка. Одной из самых известных дач был резной деревянный дом высокопоставленного судебного чиновника Елачича на перекрестке нынешних улиц Восстания и Восход. Сейчас на этом месте стоит ЖК «Восход».
В 1930-е в район пришла индустриализация. Строили авиационный комбинат «Казмашстрой», в 1933 году начали возводить фабрику кинопленки № 8 (будущую «Тасму»). Улица Декабристов стала значимой как связующая магистраль с заводскими комплексами и градоформирующая ось района. В этот же период появились так называемые городки ИТР (инженерно-технических работников). Они обеспечили району уютную застройку из двух-, трехэтажных малоквартирных домов по типовым довоенным проектам. Такие сохранились по улицам Академика Королева, Хасана Туфана, Тунакова.
В 1942–1943 годах в районе построили кирпичные бараки для эвакуированных. Такие стоят до сих пор во дворах домов по улице Декабристов между Восстания и Гагарина. Интересно, что строили их специально в глубине квартала, на значительном расстоянии от основных улиц — как бы с целью в будущем спрятать за парадными зданиями.
В 1950-х район застраивали роскошными сталинками. Архитекторы планировали оформить улицу Декабристов, как ей и полагалось по статусу. Реализовать успели лишь симметричный ансамбль с угловыми башнями на перекрестке Гагарина и Декабристов, который должен был выполнять роль врат в город со стороны промышленного пригорода, отрезок до дома с бельведером у Московского рынка и пару кварталов по улице Восстания.
В 1955 году Хрущев принял знаменитый указ о борьбе с излишествами в проектировании, и в Московском началась совершенно другая архитектурная история. К тому моменту застройка района была очень контрастной. Помпезные сталинки соседствовали с деревянными избушками — остатками Удельной слободы. Частные владения начали понемногу сносить, а освободившиеся территории застраивать сначала пятиэтажными серийными панельками и позже ленинградками. Остатки деревянных домов на Декабристов можно было видеть вплоть до середины 1990-х — как раз в районе Кизической слободы (остановка «Дом обуви»). А в районе Гривки до сих пор сохранились старые дома 1960-х.
Московский рынок
Адрес: ул. Шамиля Усманова, 1
Колхозный рынок Московского района построили в 1976 году по типовому проекту, который лежал в основе торговых пространств по всему СССР. Квадратный в плане купол будто бы накрывает стеклянное основание здания, опираясь на него по углам. Здание венчает одна из немногих сохранившихся в городе советских вывесок.
«Тюбетейка»
Адрес: ул. Декабристов, 133
Здание возвели в 1978 году. «Тюбетейка» чаще всего ассоциируется именно с мозаичной цилиндрической частью, но постройка имеет еще два объема — декорированную солнцезащитными горбыльками малоэтажную и высотную части.
Узор панно на фасаде повторяет рисунки кожаной татарской мозаики, которую воспроизводили на обуви в цехах Татпошивобувьбыта. Его автором стала Розалия Нургалиева, нынешний директор Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. В 2017 году часть панно с внутренней стороны здания демонтировали и заменили на распечатанное на полноцветном принтере изображение, которое разрезали на мелкие элементы и залили прозрачным полимерным покрытием.
Скульптура «Молодая семья»
Адрес: сквер на пересечении ул. Декабристов и Шамиля Усманова
Сквер получил свой нынешний облик в 1966 году, после сдачи второй очереди жилого дома на Декабристов, 181–179/2.
— До 1965 года на площадке перед стройкой стояли деревянные дома с садами. После сдачи парадного фасада пространство зачистили и разбили сквер. В доме № 179/2 открыли ЗАГС Московского района — к нему и приурочили скульптуру, интересную своей пластикой. В СССР формализм в искусстве не очень жаловали, тем более в парковой скульптуре, но мода на психоделические формы 1960-х добралась и сюда. Композиция представляет собой символические фигуры мужчины и женщины, которые оберегают шар — плод их семьи, — рассказывает Ольга Блатова.
Жилой дом мелькомбината
Адрес: ул. Декабристов, 183
Самую высокую в городе жилую сталинку построили в 1954 году для рабочих мелькомбината. Авторами проекта стали архитекторы Павел Саначин и Георгий Солдатов.
Жилой дом акцентирует пересечение улиц Декабристов и Шамиля Усманова. Венчает башенную часть композиция в виде снопа колосьев. По мнению преподавателя КГАСУ Марселя Искандарова, в облике здания заметно желание проектировщиков создать динамичную композицию, хотя послевоенная архитектура стремилась к спокойствию и уравновешенности.
— Крупный масштаб первого и второго этажей задумали, чтобы здание соответствовало парадной архитектуре одной из главных планирующихся магистралей города. Арочные окна относились к квартирам, но внешне имитировали общественные помещения — так хотели создать впечатление здания с развитым общественным низом. Среднюю часть фасадной стены занял ритмичный ряд окон, перебиваемый спаренными окнами с балконами. На последнем этаже расположены высокие узкие окна — это сделано ради динамики здания, чтобы показать его стремление вверх, — рассказывал «Инде» Искандаров.
Жилой дом фабрики «Кинопленка-8»
Адрес: ул. Восстания, 58 / ул. Восход, 19
Здание, построенное в 1939 году, — часть городка фабрики «Кинопленка-8», ограниченного улицами Восстания, Восход, Гагарина и Исаева.
— Оно выполнено в уникальном стиле: это уже не конструктивизм, еще не ампир, но тяготение к классицизму уже чувствуется. По Восстания должен был располагаться симметричный парадный ансамбль из двух таких же зданий и шестиэтажного корпуса между ними. Но построили только одно. Здание стало первым высотным в этом районе. Мимо него пустили трамвайную ветку еще до того, как улицу заасфальтировали, — рассказывает Ольга Блатова.
Сталинка с арками
Адрес: ул. Восстания, 56 / ул. Восход, 18
Здание, построенное в 1956 году, идеологически стоит в одном ряду с жилым домом мелькомбината. В разные годы на его первом этаже располагались промтоварный магазин и гастроном. В нем типовые планировки, при этом в композиции здания использован индивидуальный элемент — сквозная аркада с выходом на улицу Восход.
— Архитектура этого дома похожа на рядовую московскую. В ней использованы те же композиционные и технологические приемы — от облицовки керамическими блоками до использования простых элементов. Здание очень парадное и соответствует образу не милого провинциального городка, а города, который стремился обрести черты крупного советского урбанизированного организма, — рассказывал «Инде» Марсель Искандаров.
Здание церковно-приходской школы
Адрес: ул. Декабристов, 172
Здание построили в 1905–1907 годах по проекту епархиального архитектора Федора Малиновского. Школа располагалась на крестоходной дороге к Седмиезерной пустыни в полутора верстах за Кизическим монастырем, чтобы ученики не испытывали соблазнов городской жизни. Учебное заведение также называли инородческой семинарией: здесь готовили учителей начальных народных училищ — представителей нерусских народов края.
— Огромное, похожее на готический замок сооружение имеет центральный ризалит с нарядным крыльцом, который завершается звонницей, и два больших крыла. С обратной стороны здания располагалась домовая церковь: даже сегодня в стене со стороны Тунакова можно увидеть углубление в форме креста. После 1917 года школу закрыли. В разные годы здесь находились садово-огородный техникум, управление Авиастроя, школа, госпиталь и центр занятости, но сейчас здание пустует, — рассказывает Ольга Блатова.
Жилые дома п/я № 747 и п/я № 735
Адреса: ул. Декабристов, 191; ул. Декабристов, 164
Сталинки на пересечении улиц Декабристов и Гагарина построили в 1955 году для сотрудников моторостроительного завода и авиационного завода № 22. Авторами проекта стали московские архитекторы Е.Н. Круковский и О.Ф. Шиндановина. По первоначальному проекту здания получили бельведеры и шпили на башенных частях. Но из-за экономии и борьбы с излишествами в советском строительстве в середине 1950-х от элементов отказались вместе с еще одним, восьмым этажом.
— Это одни из последних казанских зданий периода всплеска советской архитектуры. Два симметричных идентичных объема очень хорошо зафиксировали в себе эстетические представления, технологические достижения и материальные приобретения той эпохи. По сути, дома были порталом в Казань со стороны Соцгорода, который в 1950-е не был частью города и носил другое название. Поэтому архитектор проектировал здания монументально и пафосно, чтобы обозначить въезд, — рассказывал «Инде» Марсель Искандаров.
О том, как живется в сталинке на перекрестке Гагарина и Декабристов, читайте в рубрике «Дом с историей».
Сграффито «Победа коммунизма неизбежна»
Адрес: сквер на пересечении ул. Гагарина, Декабристов и Академика Королева
Панно в сквере создали в 1970-е годы. Предположительно его авторами были художники-монументалисты Сергей Бубеннов и Рустем Кильдибеков. Тема композиции, выполненной в шести оттенках — от кирпично-красного до белого, — союз промышленности, труда и образования в Советском Союзе. Левую часть панно занимает портрет Ленина, правую — лозунг «Победа коммунизма неизбежна».
— Профессионально и композиционно грамотно исполненное сграффито отражает актуальную для того времени тематику. Изображение Ленина передается условно, ненавязчиво, фоново, лишь обозначая его присутствие как идейного символа. [На панно представлены] обычные образы советской эпохи: рабочие за станком, строитель, студенты, молодежь. На заднем плане — атрибуты нефтяных и иных производств. Этакий «Мир. Труд. Май», — комментировала «Инде» панно искусствовед Гузель Валеева-Сулейманова.
Частный сектор
Адрес: ул. Академика Королева, 35, 37
Во время войны жилые дома в городе почти не строили. Тем не менее с 1940-го по 1944 год в районе Академика Королева возвели несколько коттеджей для лучших стахановцев заводов № 16 и 22 с роскошной для военного времени архитектурой.
— Это аккуратные пряничные таунхаусы с удивительными террасами в стиле флорентийского окна, арочными порталами и круглыми слуховыми окошками. Каждый дом был рассчитан на две семьи. И это, пожалуй, уникальный случай строительства таунхаусов в Казани в период социализма. Во времена, когда в Казани эвакуированные люди жили в очень плохих условиях (в лучшем случае на человека приходилось три квадратных метра), такой поступок дает понять, насколько ценили специалистов, — рассказывает Ольга Блатова.
Двор-парк с мозаиками
Адрес: ул. Волгоградская, 1
Городок с мозаичным декором и деревянными сказочными фигурами возвели участники студенческого стройотряда КГАСУ. Его открыли 1 сентября 1979 года.
— До 1975 года на месте площадки располагалось болото — такое, что летом, судя по рассказам местных жителей, можно было кататься на плотах. Старые ивы во дворе сохранились с тех самых пор. Затем болото засыпали, а на его месте оборудовали детскую игровую площадку. Установили яркие клумбы для цветов, амфитеатр и «смотровую башню» — сказочную избушку на высоком деревянном столбе, куда умудрялись забираться дети. Сейчас во дворе большая парковка, но остатки смальтового городка еще можно увидеть, — рассказывает Ольга Блатова.
Что еще смотреть:
Сквер «Тебриз» (пересечение ул. Восстания и Декабристов) — зеленое пространство с остатками мозаичного фонтана.
Рисунок на торце хрущевки (ул. Восстания, 57) — чудом сохранившийся советский мурал с голубем мира в центре композиции.
Жилые дома на улице Восход (ул. Восход, 21, 23) — очаровательные постконструктивистские постройки конца 1930-х годов.
Парк Урицкого — общественное пространство с фотогеничными мостиками, прудом и беговой дорожкой.
ДК химиков (пр. Ямашева, 1) — Дворец культуры в типовом советском здании, до которого пока не добралась программа реновации.
Кизический Введенский монастырь (ул. Декабристов, 98) — похожий на сказочный терем храм, история которого начинается в конце XVII века.
Сосновая роща — обновленный в 2015 году парк, на месте которого до середины прошлого века располагалось кладбище Кизического монастыря.
Бассейн «Оргсинтез» (пр. Ямашева, 7) — спортивная площадка советского образца с холлом в маринистической мозаике из смальты.
Монументальное искусство на панельках (ул. Шамиля Усманова, 25, 28) — советский рабочий, пингвины и дельфин на торцевых стенах хрущевок в смальте и сграффито.
Фото: Даша Самойлова