Понаделали. Музыкальный журналист Александр Горбачев слушает и комментирует татарстанских исполнителей
В прошедшие выходные в Казани завершился Beat Weekend — фестиваль документального кино о музыке и новой культуре. В рамках параллельной программы в «Смене» состоялась лекция бывшего главреда «Афиши» и музыкального журналиста Александра Горбачева. «Инде» дал ему послушать 12 песен представителей местной музыкальной сцены и узнал, почему Элвин Грей — это музыка, которую просишь потише сделать в такси, и что общего у «Нашего радио» и новой татарской волны.
Группа «Би-2» умеет петь и по-татарски. На самом деле любопытно, как такой музыкальный язык оказывается подходящим для чего угодно. Но никакого национального колорита здесь нет — это просто группа «Би-2» или Brainstorm. Будто что-то «нашерадийное» исполнили на татарском, при этом, как принято говорить в таких случаях, сделали довольно качественно. Русскоговорящим людям часто нравятся группы, которые делают на русском то, что принято делать на английском. То же самое можно провернуть и с татарским.
Дослушивать до конца эту песню не хочется: совершенно понятно, что в ней будет происходить. Я не понимаю слов, возможно, в них есть колорит, как это бывает, условно, у Padla Bear Outfit. Песня собрана из понятных кирпичиков — и они, увы, не складываются в незнакомое мне здание.
Похоже на замедленного ATL. Вполне состоятельный хип-хоп и заторможенность симпатичная. С одного трека не распознать его особую самобытность или уникальный флоу, да и о чем песня, я не успел понять — видимо, о каком-то не самом законном досуге. Музыка довольно любопытная и могла бы найти слушателей в федеральном масштабе. Тут нужен большой человек, который за нее зацепится — как в свое время Гуф раскрутил «Каспийский груз».
Mostapace
Симпатичная штука — такой постдабстеп, как у какого-нибудь SBTRKT, или более попсового формата, как у Major Lazer, которые берут что-то кубинское или латиноамериканское и делают бэнгеры. Я люблю такой звук — достаточно упругий, разреженный, как бы сломанный. Курай использован просто, но эффективно. Национальная идентичность органично вписана в контекст современной электронной музыки. Я бы не сказал, что это что-то выдающееся: подобного по ощущениям довольно много. Но мне нравится.
Juna
Классная штука! Я не знаю татарского, но, в отличие от первой группы, тут чувствуется умение фонетически использовать язык, особенно во втором куплете — настоящая звукопись. Сначала кажется, что будет обычный ориентальный фолк, но потом все превращается в бодрый оркестровый фолк-рок с понятными ассоциациями вроде «Краснознаменной дивизии имени моей бабушки». Если текст — стихи Тукая, то получается еще круче: это не просто свои слова на татарском, а игра с поэтической традицией. Не берусь судить, потому что могу себе представить, как, наверное, классическая лирика — Пушкина или Блока — может неуместно звучать в таком контексте. Хотя со стороны человека, который не понимает татарский, чисто фонетически все работает здорово.
Вначале кажется, что люди очень запарились со съемкой и нас ждет много разных сюжетов. А потом выясняется, что они повторяются по кругу: вот попой трясет, вот из бутылки пьет, вот лифчик показывают, и так по кругу. Я люблю, когда женщины рэпуют, и у этой девушки довольно классный флоу. Я ничего не могу сказать про содержание — наверное, ей не нравится Tatarka и она предлагает какую-то другую интерпретацию идентичности. Забавно, как одни и те же приемы — что звуковые, что образные — легко переносятся из Лос-Анджелеса в Казань безо всякого приспособления, кроме языкового. Читает Aywa классно: такой агрессивный, клевый флоу в духе Ники Минаж, когда она включает злобную бабень. Рэп на национальных языках — это классно.
Marat Suleimanov
Русский рок на татарском. Похоже на «Машину времени» времен песни «На семи ветрах» или, судя по размазанному звуку, на гипнагогический поп. Песня называется White Fog, и звук тоже туманный, в духе американцев Washed Out.. Просто непонятно, зачем слушать русский рок не на русском. Возможно, просто я в целом устал от гитарной музыки. Она должна быть удивительной, чтобы меня зацепить. Тут я не чувствую какой-то самобытности.
Elvin Grey
Все понятно, песня «Кайфуем». Обычная, турецкая в широком смысле слова поп-музыка. На «Евровидении» — примерно половина такого контента. Не дослушал до второго куплета, хотя меня тут заинтересовали строчки в описании: «Ты такая красивая, Машаллах / Ты будешь моей, Машаллах» и так далее. Это музыка, которую просишь сделать потише в такси. Мне прямо тяжеловато от такого. В ней есть восточный колорит, но очень фейковый, максимально имитированный для радийного европопового звука — эта песня могла быть хоть из Дагестана, хоть из Казахстана, вещь плана «Едем, едем в соседнее село на дискотеку». Это вещь, которая существует в пространстве, условно, Дарьи Донцовой или ток-шоу Андрея Малахова. Не хочу никого обижать, но здесь внутри нет музыкальной рефлексии: это очень простая, как стихи школьника с признанием в любви однокласснице, штука, не требующая погружения в себя песня, которая к тому же плохо сделана с точки зрения эстетики, текста, у нее довольно примитивный продакшн, очень клишированная мелодия. Элвин Грей популярен? Ну это нормально, Стас Михайлов тоже популярен. Наверное, это явление такого же порядка — но более безобидное.
Said Olur
Тут на татарский язык переведен современный dark R’n’B. Наверное, сравнение с FKA Twigs будет слишком большим комплиментом для этого парня, но что пришло в голову, то пришло. Это нормально, но, опять же, так можно петь на любом языке, татарский для этого тоже подходит. Чего-то цепляющего я не услышал. Сейчас в этом жанре сложно сделать что-то толковое — этим занимается очень уж много людей. А чтобы придать песне мелодическую сложность, в некотором смысле вычурность, и сделать это классно, нужно быть, не знаю, Бейонсе, Томасом Мразом или The Weeknd. Еще мне не нравится позерская манера петь. В комментариях Саида уже сравнивали с Depeche Mode, и действительно, тут присутствует мрачность на манер Дэвида Гэхана.
Jerk
Видимо, в Татарстане любят туманный звук. Был у Марата Сулейманова, есть и здесь. Честно говоря, когда я работал в «Афише», такой музыки присылали по пять песен на дню. Люди играют в гараже рок и думают, что это классно. Но это не так. Это классно для них — но зачем это слушать кому-то еще, мне совершенно непонятно. Слова явно какие-то абсолютно рандомные: ты здесь, я там, мир весь напополам. Но это Дельфин и хорошая песня. А прослушанная — нет.
Эмбиент-техно с большим объемом воздуха, пространства, в котором что-то происходит. Я не очень большой специалист в такой музыке, мне трудно отличать одну от другой. Наверное, это хорошо смотрится в миксе на какой-то сумрачной вечеринке. Но идентичности в этом треке я не увидел, хотя, может, она и есть. С другой стороны, чувствуется, что человек умеет выстраивать музыкальное пространство, и за этим интересно следить.
Мы с Радифом давно знакомы, по крайней мере виртуально. Сколько я помню, он играет такой типовой инди-рок. Здесь такая же ситуация, как с треком Jerk: ребята ловят свой кайф. Узнаваемая гаражная подпольная эстетика, узнаваемая структура песни «тихо-громко». Но, опять же, все составлено из понятных кирпичиков. Каких-то мелодических ухищрений не вижу. Это можно было так же спеть на французском, английском или русском. Человек может ходить в спортзал, а может — на репетиции. Ничего плохого в этом нет, но с точки зрения культурного поля эта вещь, на мой взгляд, не очень важная.
Е***ки–воробушки
На примере этого трека понятно, в чем проблема других песен в жанре рок, которые мы сегодня прослушали. Там люди относятся к себе очень серьезно — и это чувствуется. И непонятно, почему они такие серьезные, собственно, с какой стати? Тут же — типичный … [раздолбайский] панк. Видно, что людям плевать на себя, и они делают все весело, с отрывом, а не с фигой в кармане. Это симпатично: ты понимаешь, что люди развлекаются и с ними тоже можно нормально поразвлекаться.
Наверное, прослушанное можно приписать к тому, что ваш главный редактор когда-то называл найскором — когда рок с … [подколом], предельной самоиронией. При этом звуки достаточно типичные, в отличие от классики этого жанра в виде «Братьев Шимпанзе». Тут же просто гаражный панк, но какая-то жизнь, бодрость в этом все же есть. Не могу сказать, что захотел бы немедленно прослушать остальные композиции группы, но заснуть и выключить мне тоже не захотелось.
Фотографии: Регина Уразаева