Burger
Сделай сам. Как любому человеку организовать домашний театр — инструкция от «Инде», Tele2 и театральной площадки MOÑ
опубликовано — 07.05.2024
logo

Сделай сам. Как любому человеку организовать домашний театр — инструкция от «Инде», Tele2 и театральной площадки MOÑ

Прозвучал третий звонок

«Инде» и Tele2 продолжают проект о социальном искусстве в Казани «Сделай сам». Мобильный оператор выступает за то, чтобы современное искусство стало доступнее, — поэтому создает для абонентов возможности познавательного досуга. А совместно с «Инде» в серии материалов с разными городскими культурными институциями пытается разобраться, как организовать собственную квартирную выставку, собрать с друзьями документальный спектакль и отреставрировать любимую старую книгу.

Словосочетание «домашний театр» обычно вызывает ассоциации с чем-то дореволюционным: собравшиеся в гостиной дворяне, любительское чтение пьес по ролям в пышных платьях и дети, играющие в кукол. На деле же домашние спектакли существуют до сих пор — и делают их как профессионалы (допустим, в камерном «Квартеатре» в центре Москвы), так и люди, в реальной жизни очень далекие от сцены. Такие постановки в последние годы создавали, например, на онлайн-лаборатории домашнего театра Красноярского ТЮЗа и похожей — в московском «ГЭС-2».

Редакция «Инде» вместе с драматургом и исследовательницей театра горожан Зоей Рутер выясняет, какими могут быть домашние постановки, как подобрать для них пьесу и с кем стоит делать спектакль (на самом деле с кем угодно). Следуйте нашей инструкции и обязательно расскажите о своем домашнем спектакле нашему боту @indewatch_bot в Telegram — самые интересные кейсы мы опубликуем в «Инде».



Зачем организовывать домашний театр?

Из истории создания домашних театров мы знаем, что это отличный способ провести свободное время — пусть раньше он был доступен только обеспеченным людям, но теперь стал доступен всем. Такие постановки объединяют всех участников общим интересом, дают возможность поработать в команде, а в процессе дискутировать, делиться мнениями и помогать друг другу. Поэтому совместный спектакль поможет стать ближе и укрепить дружеские или семейные отношения.

У этого занятия есть и индивидуальная польза: работа с конкретным материалом (будь то собирание текста или создание кукол) развивает фантазию, дает возможность почувствовать свое тело, речь и мимику. Правильно сформулировав тему, вы проработаете страхи и триггеры, выплеснете эмоции через проговоренный текст.

Одно из главных достоинств домашнего театра — возможность эксперимента и ухода от шаблонов. В своей творческой работе можно «разгуляться» и говорить на любые темы, выбирая подходящий способ подачи.

Владимир Маковский. «Литературное чтение». Картина 1866 года

Зоя Рутер

драматург и исследовательница театра горожан

Театр, в котором сцена отделена от зала оркестровой ямой, кажется махиной, куда допускают только с корочкой столичного вуза и экзаменом на знание всех театральных приемов. Но дома не нужно пытаться быть актерами-профессионалами: если вы прочитаете гамлетовский монолог, скорее всего, получится не очень убедительно. Поэтому главное правило театра дома — оставаться собой. Мы не профессиональные актеры с профильным образованием. Но каждый из нас — удивительный человек, поэтому никто не запрещает выбрать любую форму для своего разговора. Домашний театр может быть каким угодно.

Собрать спектакль на диване — несложно

В 2020 году, в самый разгар коронавирусной пандемии, сооснователь немецкой театральной компании Rimini Protokoll Штефан Кэги создал домашний спектакль «9 движений». Проект представлял собой семиминутную аудиозапись, выложенную на SoundCloud: голос автора предлагал выполнить некоторые действия, чтобы стать частью перформанса. Каждое движение было доступно любому слушателю — и их выполнение не требовало выхода за пределы квартиры.

Rimini Protokoll вообще известны своим особенным взглядом на художественную реальность, который точно пригодится и нам. Создатели компании делают спектакли, не обращаясь к помощи посредников-актеров, а перенося «на сцену» личный опыт каждого участника постановки, будь то дальнобойщик, университетский профессор или рэпер-мигрант. Так они доказывают, что каждый человек на самом деле эксперт в конкретной области — от строительства летательных аппаратов и марксистской философии до выпекания блинов и коллекционирования марок.

Создавая свой домашний спектакль с близкими, вы можете придерживаться той же идеи — и поделиться друг с другом рассказами о своем уникальном опыте. Или объединить выступления темами «Общие мечты семьи», «Мои воспоминания о том, как мне было пять», «Наши традиции» или какими угодно еще. Главное — подойти к делу одновременно играючи и всерьез: подготовить условную сцену, попросить участников прописать мысли на бумаге и обсудить очередность выступлений.

Зоя Рутер

драматург и исследовательница театра горожан

Недавно в MOÑ прошел фестиваль, который объединил спектакли, поставленные от первого лица либо по автофикшен-литературе. Перформеры на сцене говорили о лично пережитом опыте. Вообще, описывать себя с точки зрения литературного персонажа — любопытное занятие. Например, писательница Радмила Хакова почти год фиксировала то, как ищет «своего» человека, — в итоге получились книга и постановка о семье XXI века и о том, как мы создаем связи в изменившемся мире.

Что, если я не хочу рассказывать личную историю?

Можно заняться готовой пьесой — обратив внимание на поднятую в ней проблему, количество персонажей и объем. На русском языке современную драматургию легко найти на сайтах конкурсов (например, «Ремарки») или в театральной библиотеке Сергея Ефимова — пожалуй, самом большом в интернете собрании театральных текстов на русском языке. Кстати, с очень удобным поиском.

Пьесу можно разделить между друзьями или родственниками и читать по ролям: обсудить характер каждого героя, добавить персонажам внешние атрибуты: очки, берет, растянутый свитер или шарф. Главное — получать от процесса удовольствие, быть в сотворчестве со своими близкими, не бояться изучать себя и свои реакции. Вы можете поступить и иначе: выбрать текст самостоятельно, не говорить другим участникам, о чем он, и вместе читать с листа. Незнание истории создаст эффект неожиданности и послужит хорошим поводом для дальнейшего обсуждения.

Можно пойти еще дальше и написать собственную пьесу — а после прочитать ее вместе с друзьями.

Зоя Рутер

драматург и исследовательница театра горожан

Не стоит забывать про зрительный зал: например, на сцену добавьте свет — самый большой домашний торшер, — а зрителей посадите на диванные подушки на полу. Верхнюю люстру выключите после трех звонков — здесь пригодятся функции таймера или будильника в телефоне.

Что еще можно использовать в постановке?

Все зависит от вашей фантазии! Попробуйте взять за основу известную сказку и показать ее с помощью простых предметов прямо на столе. Например, домики трех поросят можно изобразить с помощью пакета, летней плетеной сумки и кожаного портмоне.

Вдохновиться поможет, например, отрывок из спектакля «Сказки из маминой сумки». В нем Марфа Горвиц-Назарова с трехлетним сыном и творческой командой создала историю, где герои были выполнены из содержимого ее сумки. Расчески-щетки стали семьей ежиков, прищепки — елками, шарф — рекой и морем. А зрителям в процессе рассказали о смене сезонов, Новом годе и подарках, правилах общения с ровесниками в садике и многом другом.

Самый сказочный способ поставить спектакль дома — создать театр теней: натянуть простыню, погасить основной свет, включить фонарь и начать свою историю. В таком случае лучше работать с кем-то в паре: помимо закулисного актера должен быть режиссер, чтобы следить за происходящим на сцене. Кукол можно сделать из картона либо показывать героев руками. С музыкальным сопровождением тоже полезно экспериментировать: попробуйте вместо заранее подготовленного плейлиста собрать ансамбль из кухонной утвари: кастрюль, ложек, банок, деревянных приборов и так далее.

С организацией такого представления может помочь еще советское издание «Пионерский театр теней». На маркетплейсах легко найти готовые наборы для создания постановки, а в социальных сетях часто выкладывают записи тематических мастер-классов — вот, например, видео Звенигородского музея-заповедника.

Еще один проверенный способ поймать вдохновение — стать абонентом Tele2 и отправиться на ближайший спектакль в творческую лабораторию «Угол» или на театральную площадку MOÑ со скидкой 15%. Клиенты оператора получают скидки и кешбэк на товары и услуги от разных компаний-партнеров — в том числе из сферы культуры. Tele2 поддерживает стремление пользователей быть ближе к искусству и предлагает то, что им действительно интересно, важно и полезно.

Реклама. Рекламодатель ООО «Т2 Мобайл». ИНН: 7743895280. Erid: 2VtzqvZXsbX