Burger
Архив. Десять путеводителей — от стилей татарской архитектуры до новейшей истории диафильмов
опубликовано — 20.03.2018
logo

Архив. Десять путеводителей — от стилей татарской архитектуры до новейшей истории диафильмов

Коротко и ясно — о наивном искусстве, академической музыке и казанском старообрядчестве

Путеводители бывают не только туристическими: популярность серии книг «...Для чайников» подтверждает, что в мире никогда не переведутся темы, в которых мы с вами не разбираемся, хотя хотели бы. Журналисты «Инде» — сами и с помощью привлеченных экспертов — упорно противостоят информационной энтропии. В новой подборке — история мирового цирка, инклюзивный театр, современная академическая музыка и другие области знания, не входящие в школьную программу.



«Возможность абстрагироваться, которую дает документальная анимация, особенно важна для фильмов на откровенные и слишком личные темы. Такие чаще всего становятся объектами анимационного кино»

«Виктора Тимофеева всегда любили в тусовке, но никто не знал, как относиться к его работам, потому что рисовать он не умел вообще. И сейчас не умеет, поэтому, кажется, такое отношение сохраняется до сих пор. Но это только в Казани — в Москве его работы с первого же раза понравились всем»

«Диафильмы как нечто среднее между волшебной лампой, мультфильмом и иллюстрированным рассказом оставляют огромное пространство для рассказчика за кадром. К тому же ни один показ никогда не повторит предыдущий полностью, что сближает их с искусством перформанса»

«Казалось бы, Восток далеко от Казани. Но тон татарским слободам диктовало купечество — мечети и особняки строились на их деньги. Для татарского купца-миллионера ничего не стоило командировать архитектора и мастера в Стамбул, а может, и пригласить консультанта оттуда. Надо уяснить психологию этих людей: им не нужно ничего русского, потому что они жили в совершенно другом культурном контексте»

«Не нужно углубляться в авангард — наоборот, стоит вернуться назад и послушать какие-то классические симфонические или фортепианные сочинения. Как правило, именно такая инструментальная форма наиболее привычна современному слушателю»

«В первый же день власти талибов я увидел, как они бросают горящие катушки пленки с крыши кинотеатра „Зайнап“. На месте пепелища остались черные отпечатки, которые сохранились вплоть до ремонта тротуара. Ремонт сделали уже после свержения талибов»

«За час до спектакля актерам нельзя курить, есть лук и чеснок и пользоваться духами, чтобы не отвлекать внимание зрителей на несущественные обонятельные детали»

«Долгое время в Советском Союзе Кандинский был под запретом. Это не мешало прометеевцам понемногу собирать информацию о нем: искать репродукции в альбомах и журналах по библиотекам и заказывать зарубежные исследования»

«В XIX веке казанские старообрядцы-предприниматели по большей части были заняты в сельском хозяйстве. Если купцы-никонианцы в Казанской губернии были в основном строительными подрядчиками и продавцами алкоголя, а мусульмане торговали тканями и бакалеей, то старообрядческие предприниматели продавали хлеб. При этом никакого строгого разделения не существовало, то есть религиозные ограничения не мешали старообрядцам торговать чаем, посудой или железом»

«Сразу после Битвы за Москву Карандаш вышел на арену столичного цирка и (оцените постмодернистский прием!) по-детски попросил режиссера представления разрешить ему показать Гитлера. Получив публичное одобрение, клоун переоделся в фюрера, сел на бочку на колесах и со свастикой на боку и, грозя зрителям топором, ехал „нах Москау“. Потом бочка взорвалась, а Карандаш убежал прочь, сделав себе костыль из деревянных обломков»