Burger
Лучшие материалы 2024 года. Выбор редакции
опубликовано — 28.12.2024
logo

Лучшие материалы 2024 года. Выбор редакции

Личный опыт казанцев, гиды, интервью и открытия

Подводим итоги 2024-го подборкой лучших материалов, которые выпускали в этом году.



Личный опыт

В начале августа наши шеф-редактор Камиль, SMM-редакторка Лия и журналистка Настя отправились в мини-поход по Волжской тропе, который организовала Дирекция по природным территориям Института развития городов РТ. Вместе с гидом мы прогулялись по Верхнему Услону, забрались на гору Соколку, дошли до Печищ и зашли в музей белорусского поэта Янки Купалы.

Пока редакция «Инде» осилила всего восемь километров (но гордимся и этим!). Зато вдохновилась на материал с историями трех человек, которые намеренно отказались от комфорта и пошли в длительный поход по Волжской тропе — через все 350 километров.

Пик популярности уличных танцев в России пришелся на 1985–1990 годы, но с распадом СССР интерес к ним угас. Вторая волна случилась в 2000-х годах. Может показаться, что все самое интересное происходило в Москве: местные танцоры участвовали в шоу от MTV, первыми узнавали о новых танцнаправлениях и носили костюмы Adidas. Но и в Татарстане устраивали батлы «школа на школу», фристайлили в ночных клубах и ждали «Snickers Урбанию».

«Инде» поговорил с создателем фестиваля Hip-Hop Kazan Маратом Казихановым и казанским танцором и хореографом Айратом Файзером о зарождении уличной танцевальной культуры в Татарстане. По ссылке — истории о тех временах, тренировках по видеокассетам и соревнованиях с москвичами.

Вязаные вещи — большой тренд в моде последних лет. Если раньше шерстяные свитеры ассоциировались с подарком от бабушки и предназначались скорее как одежда в холодное время года, то теперь из пряжи создают яркие аксессуары, летние топы и даже обувь. В феврале 2020 года, вдохновившись кардиганом Гарри Стайлса от JW Anderson, фанаты артиста начали вязать свои версии и выкладывать процесс в TikTok, а хештег #harrystylescardigan набрал в соцсети 124,7 миллиона просмотров. Эта волна со временем коснулась модных домов и ведущих дизайнеров: например, в весенней коллекции Fendi 2024 года появился вязаный кардиган, у The Row — вязаный лонгслив, а Jil Sander представили вязаные юбку и футболку.

Тенденция на вязаное проникает и в маленькие городские производства. Мы поговорили с казанскими вязальщицами о том, как они пришли к пряже, что дает им рукоделие и в чем особенность их изделий.

В 2020 году, чтобы «пересидеть» локдаун, Элина Касимова уехала из Казани в родной удмуртский город Глазов. Там она помогала родителям в огороде, где стала находить осколки посуды. Элина не хотела выбрасывать их и начала делать украшения с черепками — так появился проект Tartmada, что в переводе с татарского означает «в ящике» или «в коробке». «Инде» рассказал, как апсайкл-мастерица работает с обломками керамики и тканями, как открыла с друзьями пространство «Шорох» в Казани (к сожалению, уже закрыла его) и в чем особенная ценность сделанных вручную предметов.

В мае в городе прошел десятый «Ак Барс Банк Казанский марафон», запустившийся еще в 2015 году. В этот раз в нем приняли участие около 28 тысяч человек, а в ваших сторис* и лентах наверняка были фото и видео знакомых, решивших проверить силы. Вряд ли многие из них пробежали 42,2 километра, но, чтобы бежать даже такие большие дистанции, необязательно быть профессиональным спортсменом. Герои нашего материала — обычные любители, которые когда-то начали бегать для себя, — поделились своими историями о мотивации и достижениях.

Три казанские поэтессы — Гузель Закирова, Миляуша Гафурова, Айгуль Хабибрахманова — рассказали о личном отношении к поэзии, поисках звучания и любви. А заодно поделились своими стихами.

Под конец года Московский рынок объявил первых резидентов обновленного проекта. Теперь они будут соседствовать с местными фермерами и продавцами, которые на время ремонта обосновались в уличных палатках, ожидая переезд в современные павильоны и переделанное здание лабаза.

Журналистка «Инде» Анастасия Павлова прогулялась среди торговых рядов и поговорила со старожилами рынка — теми, кто работает здесь 20 и более лет. Почитайте их монологи: о клиентах в третьем поколении, ночных поставках и планах на будущее.

Открытия года

1 марта в Казани открылась студия интерьера Tatar Home — бренд еще в ноябре 2022 года основали создатели Музея чак-чака и магазина сувениров «Айда» Раушания и Дмитрий Полосины. В новом пространстве они представили первую коллекцию предметов быта, вдохновленную «традициями татарского народа»: текстиль для кухни, гостиной и спальни, мебель, ковры, диффузоры, свечи и косметику.

Впервые концепт-стор с таким названием появился в Казани в 2018-м — тогда в «Природе» на Бурхана Шахиди, 7, продавали не только растения, но также одежду и аксессуары российских дизайнеров. Весной основательница Open Space Market Юлия Турайханова перезапустила проект в двухэтажном доме с мозаикой 1917 года постройки на Большой Красной, 57/3, и обновила концепцию. Мы рассказали, что изменилось, и показали, как выглядит локация.

16 июня после шести лет реконструкции в Альметьевске открылась мечеть имени Ризы Фахретдина. Здание — когда-то бежево-кирпичное с золотым куполом — теперь претендует стать новым символом города: с белоснежным фасадом из архитектурного бетона, срежиссированной подсветкой и рельефной каллиграфией.

Обновленный объект вмещает до 1200 человек, а пространство приросло в функциях. Мы отправились на его открытие, поговорили с основателем мастерской «Арканика» (именно они отвечали за проект) Никитой Выходцевым и узнали, как сакральные смыслы отразились в современном дизайне и где в оформлении спрятался татарский орнамент.

В конце прошлого года в Альметьевске завершилась пятилетняя паблик-арт-программа «Сказки о золотых яблоках». Все это время художники, скульпторы и архитекторы из разных стран создавали в городе стрит-арт-объекты, а команда проекта давно планировала создание резиденции в финале. Поэтому новые «Открытые мастерские» — по сути продолжение «Сказок»; пространство для специалистов и горожан, которые хотят попробовать себя в искусстве.

Единственный сохранившийся в Набережных Челнах деревянный «Дебаркадер-30» попал сюда в конце 1970-х из Городца Нижегородской области. После распада СССР плавучая пристань несколько раз переходила в частные руки: здесь пытались открыть то ресторан, то кальянные, но до обещанной реставрации так и не дошли.

В 2023-м «Дебаркадер-30» выкупил Тагир Сунгатуллин — генеральный директор дорожно-строительной компании «РБР 16» и депутат горсовета Набережных Челнов, — и тут заработала культурная программа «Кама близко». Мы поговорили с ее продюсером Юлией Ахметзяновой и куратором Зульфией Илькаевой о том, как новая институция открывает город с новой стороны, переосмысляет пространство самого дебаркадера и создает в Челнах современное искусство.

В 2021 году Таня Черногузова выиграла на «Тавриде» грант на съемку фэшн-фильма «Юха». В процессе его создания дизайнерка придумала первую коллекцию одежды — современной, но с традиционными этническими элементами. Концепция докручивалась на лаборатории московского ЦСИ «Винзавод». Там же возникло название Your Yool, что в переводе с татарского означает «твой путь» или «твоя дорога». В итоге фильм «Юха» показали на 20 международных фестивалях, к коллекции одежды прибавились украшения, а 31 июля 2024 года бренд обзавелся шоурумом на Профсоюзной, 22.

«Инде» посетил пространство и попросил Таню показать свежую коллекцию предметов интерьера Yort, придуманную совместно с фотографом и театральной художницей Алисой Гулканян.

19 августа в особняке на Маяковского, 26, открылся бутик-отель «Сомов». Проект воплощен компанией 1010 Hospitality, в ее багаже уже несколько запусков отелей и апартаментов в исторических зданиях. Редакция «Инде» побывала в новом месте и поговорила с его командой о бережном отношении к культуре прошлого, популяризации городского краеведения через объект туризма и многое другое.

Детский парк открылся в Казани в день города и республики — и заполнил собой большой пустырь между зданием Национальной библиотеки Республики Татарстан, садом Фукса и экстрим-парком «Урам». «Инде» рассказывал, как в нем обустроили самую большую в Казани детскую площадку, а также каких персонажей и исследовательские маршруты можно найти в парке.

Еще одно место, открывшееся в День республики в Казани, — отреставрированный сад Фукса. За его архитектуру отвечал Институт развития Казани, благоустройство курировал Институт развития городов РТ. А концепцию озеленения разработал Артем Паршин, ландшафтный архитектор Аптекарского огорода в Москве.

30 августа Артем приехал в столицу Татарстана, чтобы провести по обновленному общественному пространству одну из первых экскурсий. И мы там были — чтобы лично увидеть, как изменился сад Фукса с ботанической и ландшафтно-архитектурной точки зрения.

1 сентября на пересечении улицы Бигаш и проспекта Зарипова в Альметьевске открылся кинологический комплекс «Спутник Махмай». Он вырос из запроса собаководов города и сотрудничества администрации Альметьевского района и проекта «Дог-френдли Татарстан» Института развития городов РТ. Место для строительства выбирали сами горожане (и собаководы — в их числе), а за реализацию отвечало архитектурное бюро «Мириада Групп».

«Инде» постарался узнать все о новом пространстве, а его создатели рассказали редакции, зачем они взялись за «Спутник Махмай».

Библиотеки давно перестали быть местом, где берут книги для внеклассного чтения, и превратились в многопрофильные культурные центры. Подтверждение тому — новое пространство в ОЦ «Алмет», созданное БФ «Татнефть» и ЦСК «Смена».

На его полках собрали около 3500 научно-популярных, краеведческих, художественных и детских книг от хороших российских издательств. С сентября все эти произведения можно брать на дом, а в планах создателей пространства — лекции, встречи с писателями и культурными деятелями. И, конечно, книжный фонд будет пополняться и меняться, исходя из предпочтений горожан.

В конце сентября рестораторы Ляйсан и Линар Ахмадиевы открыли около Кремля заведение премиум-сегмента «Умай», которое сами сравнивают со «шкатулкой драгоценностей татарского народа». В его меню — традиционные блюда и десерты, напоминающие о детстве, а в оформлении — изделия местных ремесленников и панно художницы Луизы Хамзиной.

Современное искусство

В 2018 году художники Артур Голяков, Паша Безор, Стас Лобачевский и Ваня Венмер основали в Краснодаре Plague — кураторскую группу, которая спустя два года обрастет собственным пространством, а спустя еще два откроет Plague Office уже в Казани. Специально для «Инде» Сергей Гуськов поговорил с сооснователем коллектива Артуром Голяковым о пятилетии группы, закрытии площадки Plague Space в Краснодаре и работе галереи в столице Татарстана.

Нижний Новгород — один из главных центров современного искусства в России с множеством имен и художественных направлений. Летом 2023 года его феномен попытались раскрыть на выставке «Хроника цветущих событий» в московской галерее «Триумф». Проект создавался в рамках цикла «Системная сборка», раскрывающего художественную сцену разных регионов страны.

Весной 2024-го ту же выставку можно было посмотреть в Казани. Кураторы экспозиции Кристина Романова и Алиса Савицкая изначально создавали проект «на экспорт»: эдакую панораму арт-сцены города в работах 17 художников и трех команд. В тексте к открытию выставки мы рассказали о них и нижегородском искусстве.

8 августа в гараже на проспекте Амирхана, 62, к. 3, открылась выставка «8:30» с работами художников и художниц из Екатеринбурга и Казани. Эта тотальная инсталляция — премьерный проект передвижного пространства «Ромб» казанской художницы и дизайнерки Наили Айзатулловой (она же Neji201). И хоть сайт-специфичные экспозиции возникали в Казани и раньше, «Ромб», кажется, стал первой инициативой, заявившей в концепции серийность. Выставок будет много, и под каждую Наиля планирует подбирать помещение, лучше всего раскрывающее новую идею: пространство для нее выступает неотъемлемой частью произведения; место оказывается равным картинам, объектам, скульптурам.

«Инде» разобрался, благодаря кому появилась кочевая институция, чем гараж лучше традиционной галереи и при чем тут Бела Тарр со своей «Туринской лошадью».

Настя Степанова переехала в Альметьевск в апреле 2024-го. Раньше она работала в Пермском музее современного искусства PERMM, а теперь курирует «Открытые мастерские». Мы поговорили с Настей об опыте переезда в незнакомый город, планах развития пространства и о том, как в Альметьевске соседствуют башни Татнефти и белье на веревках.

Весной в Казанском Кремле проходила выставка «Эпифании Марии Смольяниновой». Московская художница работает в технике офорта — одной из разновидностей печатной графики, которая появилась в XVI веке и технологически не менялась с тех пор. С этой техникой экспериментировали Пабло Пикассо, Эдгар Дега, Альбрехт Дюрер, Рембрандт и многие другие художники, но с годами офорт потерял в популярности из-за сложного и долгого подготовительного процесса. Но, тем не менее, не исчез — что доказывает в том числе Смольянинова своими сериями, посвященными разным городам и местам.

Перед открытием казанской выставки мы поговорили с Марией о процессе создания работ, технологических особенностях офорта, современном состоянии печатной графики и о том, что ее вдохновляет.

В октябре в галерее «БИЗON» открылась выставка «Острое ощущение реальности» — первый ретроспективный проект московского художника Ивана Симонова. В арт-среде он известен тем, что иронично работает с текстом, создает уличные работы и побуждает зрителей взаимодействовать с ними. Экспозицию собрали из 80 произведений: каждое одновременно раскрывает творчество самого Ивана и помогает составить впечатление о российском стрит-арте, фотографии как способе сохранить определенный момент и локальной идентичности — благодаря исследовательскому спецпроекту художника. Мы поговорили с Иваном об искусстве, не существующем без зрителя, влиянии слов на человека и пространства — на работы художника.

Художница Гульшат Губайдуллина работает в методике семейной этнографии и восстанавливает в своих проектах «пробелы в родовой памяти» и «утраченную связь с прошлым татарского народа». В течение месяца Гульшат трудилась над авторской книгой «Яңгыраш» в «Открытых мастерских» Альметьевска, а 20 октября провела открытый воркшоп для горожан по работе с архивами. Журналистка «Инде. Алмет» Лилия Даумова поговорила с Гульшат о ее проектах, важности сохранять родной язык и называться татарским именем.

В июне 2024-го Центр современной культуры «Смена» запустил экспериментальную художественную лабораторию «Бюро находок». В ней школьники в возрасте 13–18 лет учатся придумывать сценарии, создавать электронную музыку, графический дизайн и книги, а также проектные фотографии. Преподаватели «Бюро находок» из разных городов России — Москвы, Санкт-Петербурга и Казани рассказали «Инде», как проходили занятия, а заодно поделились первыми результатами лаборатории: эскизами фотокниг и музыкой, написанной татарстанскими школьниками этим летом.

Современные музеи постоянно придумывают способы привлечения людей: запускают аудиогиды, ридинг-группы, создают доступную среду — и вновь расширяют потенциальную аудиторию. Но на деле всего чуть больше 100 лет назад в залы приглашали далеко не каждого. Все изменили революции, войны и технический прогресс начала XX века, а музейщики, даже самые консервативные, стали хаотично адаптироваться под новые реалии. Так появились обыденные для нас экскурсии, а после к ним добавились лекции, документальные кинопоказы и «предки» аудиогидов — пластинки, которые проигрывали на граммофонах.

Исследованием этой тихой музейной революции занимается историк искусства Андрей Ефиц. Недавно в издательской программе Музея современного искусства «Гараж» вышла его книга «„Зритель, будь активен!“ Как музеи рассказывали об искусстве в 1920–1930-е годы». Журналистка «Инде» Анастасия Павлова обсудила с Андреем его издание о музеях в эпоху политических противоречий, искусстве в аренду и гневных отзывах после посещения галерей.

Исследования

Берега Кабана начали осваиваться татарским населением еще в XIV веке. Спустя столетия озеро успело обрасти легендами о ханском сокровище, стать местом для встреч героев произведений Фатыха Амирхана и Абдурахмана Абсалямова, столкнуться с революциями вместе с Муллануром Вахитовым и Хусаином Ямашевым, а также переродиться после промышленного загрязнения — не без помощи писателя Рафаэля Мустафина.

Все эти истории сохранились в прозе, стихах и воспоминаниях. Именно о них — наш спецпроект «Кабан в литературе», созданный к Летнему книжному фестивалю «Смены» редакцией интернет-журнала «Инде» и командой краеведческого проекта «Крот Казанский».

Под автофикшеном часто имеют в виду литературный жанр — тексты, основанные на личном опыте автора. В отличие от биографий и мемуаров, автофикшен не стремится к предельной точности изображаемых событий, на первом месте — чувства автогероя, процесс переживания опыта, часто травматичного, а также конструирование авторского «я» в процессе письма.

Однако практику работы с личным опытом и переживаниями применяют не только в тексте, но и в других медиумах: концептуальном искусстве, перформансе, кинематографе и музыке. На личных историях основаны некоторые работы режиссерок Шанталь Акерман и Греты Гервиг, художниц Луиз Буржуа, Никки де Сен-Фалль и Мэри Келли. «Инде» рассказал, на какие нелитературные проекты, основанные на личном опыте авторов, стоит обратить внимание.

Десять лет назад кофейная индустрия сфокусировалась на происхождении зерна, экспериментах с его обработкой, на чистом вкусе без добавления молока и сахара. Классика, которая готовится на основе эспрессо, осталась неизменной, но стало появляться все больше альтернативных способов заваривания: воронка, аэропресс, колд-брю. Мы поговорили с владельцами и представителями знаковых кофеен Казани и выяснили, как они знакомили казанцев с многообразием кофейного мира, как менялись их вкусы и как гости влияют на формирование культуры в городе.

Этим летом на альметьевской площадке «Аулак» уже во второй раз прошел Всероссийский фестиваль современного театра — часть большого ежегодного фестиваля «Каракуз». Его программа вышла очень разноплановой: от музыкального воркшопа и мастер-класса по пластической импровизации до лекций и лабораторного показа в жанре открытого микрофона. Помимо перечисленного, в список попали семь спектаклей из Москвы, Казани, Альметьевска, Тюмени, Новосибирска и Перми. А еще — совместный воркшоп «Инде. Алмет» и театра горожан «Аулак», участники которого учились описывать и анализировать постановки. Помогали в этом театровед, кандидат искусствоведения Кристина Матвиенко и шеф-редактор «Инде» и «Инде. Алмет» Камиль Гимаздтинов.

Мы придумали и сделали такую лабораторию по двум причинам. Во-первых, в Татарстане остро не хватает качественной критики — не только театральной, но вообще в сфере искусства. Во-вторых, институции (простите, коллеги) сами пока далеко не всегда умеют понятно и полно описывать себя. Поэтому задачей авторов было одновременно и проанализировать, и безоценочно (ну, почти) зафиксировать на бумаге увиденное. В материале ссылке мы опубликовали лишь часть результатов: те короткие тексты, что выбрали сами участники воркшопа.

Специально для «Инде» театральный критик и практик театра граждан Анна Шалунова вспомнила, как возникло и развивается это направление в России и как Татарстан стал витриной процесса.

В декабре 2024 года шесть лет исполнилось и инклюзивной программе музея-заповедника «Казанский Кремль». За это время сформировалось сообщество глухих и слабослышащих жителей города, которые постоянно посещают события музея-заповедника. Мы поговорили с начальником отдела просветительских и инклюзивных программ Дарьей Муратовой и сооснователем «Мастерской тактильных макетов» Михаилом Шу о том, какие инклюзивные события проходят в музее-заповеднике, что нужно сделать, чтобы создать включающую всех среду, и где найти на это деньги.

Казанское прошлое

Реконструкция Даниловского рынка в Москве запустила волну преобразований рынков по всей стране. Так поменялись Усачевский и Черемушкинский рынки, открылся Василеостровский и Московский рынки в Петербурге и другие. Теперь отремонтированные павильоны с фермерскими продуктами соседствуют с точками стритфуда, а еще на площадках проходят концерты популярных исполнителей и другие развлекательные мероприятия.

Что-то подобное ждет и Московский рынок в Казани — за его обновление взялась команда, стоявшая у истоков появления рынков нового типа и реконструировавшая Даниловский. По этому поводу «Инде» решил вспомнить историю главного торгового пространства всего правого берега Казанки. Рассказали о снесенных дореволюционных домах, ассортименте от навоза до электрогитар, зависимости продавцов от группировщиков и многом другом.

Николай Фешин — русский и американский художник первой половины ХХ века — родился и вырос в Казани, был учеником Репина, преподавал в художественной школе (сейчас это Казанское училище, которое носит его имя), эмигрировал в США и получил признание на родине и за рубежом.

«Инде» вместе с кандидатом искусствоведения и специалистом по творчеству Фешина Галиной Тулузаковой вспомнили о жизни и творчестве художника в разные периоды. Как впечатления от народного быта стали основой его творчества, почему Николай уехал в США и как российское прошлое отразилось в искусстве американского периода — читайте по ссылке.

После присоединения Казани к России в XVI веке начался период активной христианизации. Почти сразу в Кремле появился Благовещенский собор, а в городе начали строить другие храмы и монастыри. Но распространялось не только православие — примерно в то же время на территории нынешнего Татарстана возникло лютеранство, чья община сохранилась в республике до сих пор. Зимой 2024-го мы рассказали, как немецкая диаспора расселилась в Поволжье, когда в Казани появилась кирха Святой Екатерины и сколько лет самому старому в городе органу, которому требуется реставрация.

Давно пустующий бывший пивоваренный завод на улице Габдуллы Тукая можно увидеть практически с любой точки на берегу озера Кабан. Проект реновации разваливающегося здания начали готовить еще в 2008 году. Первый этап работ закончили к 2016-му, а теперь владельцы помещений — братья Хайруллины — провели историко-архитектурную экспертизу и продолжили реставрацию аварийной постройки. По плану, к 2027 году здесь появятся офисные помещения, общественные пространства под галереи и выставки, бутик-отель, рестораны с национальной татарской кухней и кофейни. Рядом, на озере Кабан, собираются возвести банный комплекс, проект которого готовят совместно с московской компанией Bulldozer Group.

Пока все эти перемены не случились, «Инде» вспоминает историю места и рассказывает, когда в промзоне Старо-Татарской слободы начали варить пиво, чем известны в Казани первые владельцы пивоварни и что происходило со зданием в советское время после введения «сухого закона».

Коллекции отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки КФУ уже два с лишним века. Сегодня они хранятся в здании во дворе университета, а 200 лет назад все началось с нескольких телег, которые приехали сюда под охраной вооруженных солдат. Рассказали, почему фонды князя Потемкина оказались в Казани, что спасало книги от частых пожаров и как попасть в самую старую библиотеку города сейчас.

В представлении большинства людей понятия «самиздат» и «диссиденты» находятся где-то рядом, но это не совсем так. Если углубиться в историю нелегальных печатных изданий — как это сделали мы в своем материале, — то у истоков самиздата можно обнаружить неожиданных персонажей. Журналистка «Инде» Альбина Ахатова выяснила, какую литературу, публицистику и фанатскую периодику неофициально распространяли в Казани и почему самиздат — это не только про диссидентов.

Решили разобраться, когда и из чего строили первые мосты в городе, какие из этих переправ служат до сих пор и что появится в Казани в ближайшем будущем.

О Сергее Аксакове в столице Татарстана напоминает немногое: улица и переулок в Кировском районе возле Залесного, бюст во дворе главного здания КФУ — кажется, все. Но, как писал он сам, именно Казань заложила в будущем авторе «все, что сохранилось во мне доброго». «Инде» рассказал, как 14-летний Аксаков стал «первым студентом Казанского университета» и какие места связывают автора «Аленького цветочка» и «Детских годов Багрова-внука» с городом.

Историю современных настольных игр принято отсчитывать с «Монополии». Экономическую стратегию в середине 1930-х придумал изобретатель Чарльз Дэрроу на основе «Игры землевладельцев» Элизабет Мэгги. Мало кто знает, что в 1934-м, за два года до того, как «Монополия» стала самой продаваемой игрой в США, высланный из Москвы князь Владимир Голицын создал морскую стратегию почти на тысячу ходов под рабочим названием «Пираты».

В сталинском СССР ей не суждено было стать популярной, да и сейчас настолку наверняка вспомнят немногие. Впервые «Пиратов» опубликовали в 1980-х в журнале «Пионер», а позже переиздали в компании «Нескучные игры» уже в 2010-х. Однако Голицын запомнился в истории не только этим: художник учился у Петра Кончаловского, иллюстрировал советские детские книги и журналы, а также создал другие настольные игры. Рассказали о его пути — от детства в семье московского городского головы до смерти в свияжской колонии.

Неизвестно наверняка, кто, когда и где придумал сшивать из узорно выкроенных кусочков кожи знакомые нам ичиги с татарским орнаментом. До XIX века это ремесло считалось домашним, после начали открываться мануфактуры. А в 1960-м появилась Арская фабрика, к сожалению, не сумевшая пережить нулевые. В октябре 2024-го режиссер Бай Хайруллин и основательница школы татарских ремесел qul eşe Мира Рахмат выпустили документальную ленту о закрытии предприятия — «Казанский шов». Но сам шов из названия — технология, тем не менее, куда более старая, чем отдельный завод. Редакция «Инде» разобралась, в чем ее особенности, как ремесло неоднократно приходило в упадок, а потом возрождалось и как современные дизайнеры работают с казанским швом.

Найти в Татарстане следы памяти об ушедшем почти шесть лет назад Ильгаме Шакирове не так сложно. В родной деревне Яна-Буляк — она находится в полутора часах езды от Набережных Челнов — есть музей его имени, и в нем постоянно появляются новые экспонаты. В «Салават купере» открыли проспект Ильгама Шакирова, а на Баумана, на Аллее звезд, можно отыскать его именную табличку.

Но несмотря на это и на любовь людей к шакировской музыке (к концерту-трибьюту этого года прибавьте больше 26 тысяч прослушиваний за месяц на неизвестно кем созданной странице артиста в «Яндексе»), о жизни заслуженного и народного артиста ТАССР, ведущего солиста и художественного руководителя Татфилармонии имени Тукая написано не так уж много. «Инде» рассказал, как исполнитель чуть не стал школьным учителем математики и почему он провел в музыкальном училище всего год.

Труды Габдуллы давно попали в широкую печать и учебники, а его образ стал, пожалуй, самым узнаваемым среди татар. Однако у этого есть и неприятная сторона: поэта часто определяют и представляют через скудный набор одних и тех же идеологизированных характеристик. Поэтому мы решили продолжить серию материалов «Казань глазами мертвых» именно рассказом о Тукае и его отношениях с городом: о том, как он сменил семью на Сенном базаре, усердно работал, отдыхал с друзьями на даче у Кабана, подшучивал над швейцарами дорогих ресторанов и много курил.

В 1989 году в газете «Вечерняя Казань» была опубликована по частям книга Евгении Гинзбург «Крутой маршрут» — одно из первых произведений о сталинских репрессиях и трудной лагерной жизни. За рубежом ее выпустили в 1966 году, в СССР даже в Оттепель она распространялась лишь в самиздате.

Саму Гинзбург приговорили к заключению еще 1937-м, а полностью реабилитировали только в 1955-м. До обвинения в троцкизме и последующего ареста Гинзбург жила в Казани: получила школьное и высшее образование, работала преподавательницей истории, редакторкой в газете «Красная Татария» и воспитывала детей — в том числе своего сына, будущего писателя Василия Аксенова. «Инде» подробно рассказал об этом периоде Гинзбург.

Сделай сам

В 1968 году Энди Уорхол написал в программе своей выставки для музея современного искусства в Стокгольме фразу «В будущем каждый сможет стать всемирно известным на 15 минут». Примерно в то же время левый латиноамериканский режиссер Аугусто Боаль придумал уникальную концепцию социального форум-театра: в нем актеры разыгрывали на сцене конфликты «угнетаемых» и «угнетателей», а зрители выходили на сцену прямо во время показа и предлагали варианты решения этих споров. XX век сильно поменял представления людей разных политических взглядов об искусстве: теперь художником мог стать каждый, а границы между повседневной жизнью и искусством стерлись.

Веря в это, мы запустили серию текстов «Сделай сам», в которой попытались разобраться, как сделать с друзьями документальный спектакль, организовать собственную квартирную выставку и отреставрировать любимую старую книгу.

Театр и кино

31 мая и 1 июня на театральной площадке MOÑ прошла премьера спектакля «Луманзе» / «Снегурочка» — первого проекта нового Анемонового театра, который собрали писатель Денис Осокин и режиссер Андрей Опарин. В основу работы легли произведения несуществующих физически поэта Весы Сергеева и писателя Аиста Сергеева из Костромской области. Оба они — альтер эго Осокина.

По просьбе «Инде» театральный критик Айсылу Кадырова рассказала, удалось ли авторам создать постановку одновременно о вечной встрече и вечном расставании, о «нескучании», о любви к зиме, таянии снега, волшебстве, «непрощании» и многих других вещах, о которых создатели заявляли в анонсе.

17 октября в российский прокат вышел фильм Шона Бейкера «Анора» о секс-работнице с тюркскими корнями и безумно богатых русских. За мировой прокат картины отвечала студия Universal Pictures, официально покинувшая Россию в 2022-м, поэтому местным дистрибьютором стала компания «Атмосфера кино», ранее выпускавшая на экраны нарочито зрительские ленты вроде «Джона Уика — 4» и «Мастера и Маргариты».

«Анора» в их ряду, внезапно, не выглядит белой вороной, даже несмотря на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Главный парадокс фильма: при всей сложности и социальности заданной темы, режиссер практически до самого конца относится к ней легко, часто шутит, но почти не раздражает этим. Шеф-редактор «Инде» Камиль Гимаздтинов побывал на предпремьерном показе кинотеатральной версии и рассказал, что увидел.

В марте этого года Сардар Тагировский стал главным режиссером Альметьевского татарского драматического театра. Он родился в Казани, но с шести лет живет в Венгрии. Учился актерскому мастерству в Академии театрального искусства имени Шекспира, изучал метод Станиславского — Страсберга в Будапеште и Риме, работал в Будапештской студии кукольного театра, окончил Художественный университет Маросвархели в классе театрального режиссера Ласло Бочарди. В преддверии юбилейного 80-го сезона Альметьевского театра мы поговорили с Сардаром о судьбоносных встречах, следовании внутренней вере и первом иммерсивном спектакле на татарском языке.

3 ноября театр горожан «Аулак» отметил двухлетие вечеринкой и тихой дискотекой, а главное — премьерным показом пластического спектакля Mute, в котором поучаствовали глухие, слабослышащие и слышащие люди. Идея проекта возникла летом 2023 года, когда на 1-м Всероссийском фестивале современного театра «Аулак» проходила лаборатория русского жестового языка.

Эскиз Mute показали зрителям 2 июля, после чего команда решила превратить его в полноценный спектакль. Над этим почти год работали режиссер и хореограф Ильдар Алекбаев, драматург Дина Сафина, переводчица с русского жестового языка Екатерина Ибатуллина, а продюсером проекта выступила создательница «Аулак» Эльвира Галеева. Журналистка «Инде. Алмет» Лилия Даумова рассказала, удался ли эксперимент и стоит ли идти на Mute в декабре, когда его планируют повторить.

Дог-френдли среда

В 2024-м в Татарстане было 27 территорий для выгула собак — огороженных площадок со специальным тренировочным оборудованием. Кроме альтернативного способа организовать прогулку для питомца, они помогают владельцам знакомиться и собираться в сообщества. Приходя на площадку, опытные собаководы делятся с новичками советами по уходу за животными, организуют совместные мероприятия и сплачиваются, чтобы помочь бездомным или потерявшимся животным. Формальные или нет, такие комьюнити есть в каждом городе республики, но уже как минимум в пяти — Казани, Альметьевске, Набережных Челнах, Нижнекамске и Лениногорске — они активны, заметны и точно влияют на развитие культуры.

Мы поговорили с менеджером развития дог-френдли среды Института развития городов РТ Дарьей Раёк о том, как формируются сообщества в разных населенных пунктах, какими площадками для выгула собак можно воспользоваться в Татарстане и почему прогулка в таком пространстве не может быть единственным видом выгула.

В начале октября минюст Татарстана сообщил, что с 2025 года регистрация собак в республике станет обязательной. Известно, что за последние восемь лет добровольную (пока) процедуру прошли 14 тысяч питомцев — это лишь 11 процентов от их общей численности.

Мы решили разобраться, что еще должен сделать ответственный хозяин для своего животного, чтобы оно чувствовало себя хорошо, а владелец не получил штраф. Составить этот чек-лист «Инде» помогли специалист по поведению собак и кошек Люция Файзи и куратор проекта «Дог-френдли Татарстан» Дарья Раёк.

Профессия

В 2024-м «Инде» запустил рубрику «Профессия», в которой мы рассказывали о горожанах, работающих в разных сферах. Ее первыми героями стали гиды «Казани глазами инженера» Вера Силкина, Лилия Калимуллина и Наталья Урейская, а также основатель проекта Айрат Багаутдинов. Вместе с ними редакция разобралась, зачем начинать карьеру экскурсовода, где получить профессиональные знания в этой сфере и как продвигать себя.

Летом редакция поговорила с яхтенными капитанами парусного сообщества «Сила ветра» Евгенией Волченковой, Марком Гайданским и Максимом Драчевым. По ссылке — три монолога о том, где учиться управлять судном, как получить опыт новичкам и в какие страны отправиться в путешествие.

По данным Всероссийской переписи питомцев, за последние три года количество домашних собак в России выросло на 7 процентов — и, готовы спорить, многие их владельцы с радостью сменили бы офис или завод на оплачиваемое время со своими четвероногими. На самом деле это не так фантастично, как кажется: для третьего выпуска рубрики «Профессия» мы выбрали не одну, а сразу несколько «собачьих» специальностей.

Одни умывают и стригут собак, другие готовят их к выставкам, а третьи — дрессируют и разводят. Разобраться в сложностях работы с животными нам помогли грумер Анастасия Денисова, хендлер Анастасия Дегтярева и инструктор-кинолог Мария Хайруллина: поговорили с ними о жизни без отпусков и больничных, доходах в «собачьей» индустрии и физических нагрузках.

Гиды

«Инде» собрал список казанских и ближайших к городу локаций с собраниями христианских ценностей — архивными документами, иконами и многим другим. Рассказали, где на них посмотреть: от музея в подвале храма до целого острова.

В апреле в экстрим-парке «Урам» проходил фестиваль спектаклей «Дети танцуют». Одна из их главных его идей состояла в том, что каждый может танцевать вне зависимости от подготовки, места и времени.

Но на первых порах сложно побороть стеснение — поэтому мы вместе с хореографом Ильдаром Алекбаевым составили вторую часть гида по школам (первая вышла аж три года назад!) и преподавателям из Казани, к которым можно пойти, даже не умея танцевать.

Познавательный туризм за пределами Казани обычно ограничивается экскурсиями на автобусе или пароме в Свияжск, Болгар и Раифу. Особенно проворные любители старины могут добраться до Елабуги, чтобы посетить там мемориальные дома Шишкина и Цветаевой. Но в Татарстане есть еще что посмотреть, кроме красивой природы, — мы это знаем наверняка и делимся десятью музеями, в которых вы пока вряд ли бывали. А надо бы!

Если вы давно хотели поплыть куда-то летом на «Метеоре», но Нижний Новгород слишком далеко, а Свияжск и Болгар уже надоели, Тетюши — идеальный вариант. Редакция «Инде» побывала в городе у берегов Волги и следовала плану «три в одном»: еда, краеведение и визуальное наслаждение. Журналистка Анастасия Павлова рассказала о результатах поездки.

В 2024 году мы выделили в городе 40 мест, которые однозначно стоят вашего внимания. Список будет меняться: что-то исчезнет из него, а другое — добавится. Но наклейку невозможно будет выпросить или купить. Редакция сама выберет тех, кто ее заслуживает: через собственный позитивный опыт, рекомендации наших альметьевских друзей и коллег либо других горожан — посоветовать нам хорошее легче всего через форму в самом конце этого материала.

Нефтяная столица — неофициальное, но общепринятое название Альметьевска. В городе есть университет, где учат добывать «черное золото», установлены памятники в его честь, и даже остановки общественного транспорта напоминают нефтекачалки. Казалось бы, куда дальше? А дальше — в Лениногорский район. Именно там, на месте демонтированного Шугуровского завода, компания «Татнефть» открыла в 2015 году, пожалуй, один из лучших (по крайней мере, самых необычных) музеев Татарстана.

Добраться туда чуть сложнее, чем до Альметьевска. Из самого Альметьевска, пусть он и рядом, сделать это тоже непросто. Но оно того стоит! Проверили сами и рассказали почему.

Вряд ли мы раскроем вам глаза, сказав, что казанские кладбища — не только место скорби, но и отличный вариант для прогулки с краеведческим уклоном. Особенно в Казани, где можно встретить захоронения самых разных эпох и культур: от кенотафа Василия Сталина и могил воинов-иностранцев времен Первой мировой до псевдоготических скульптур и надгробий с арабской вязью.

В середине ноября продюсер культурной площадки «Дебаркадер-30» Юлия Ахметзянова и куратор Зульфия Илькаева анонсировали справочник по челнинской архитектуре. Гид хотят выпустить в начале весны 2025-го: по планам, в книгу войдут описания важных социально-культурных объектов советского модернизма вроде кинотеатров «Чулпан», «Батыр» и «Россия», ДК «Энергетик», училища искусств и так далее. Сейчас девушкам можно помочь — например, авторам нужны мнения о важных объектах, которые стоит включить в справочник, а также архивные фотографии, эскизы и чертежи. Все это можно отправить на почту debarcader30@gmail.com.

А если вы впервые слышите о том, что в Челнах есть интересная архитектура с историей, для вас мы с Зульфией составили этот небольшой ознакомительный гид: о знаковых зданиях, мозаике и паре скульптур.

Театральный продюсер Митя Мозговой начал регулярно посещать Казань в 2022 году. В основном по работе — чтобы договориться о проведении в городе фестиваля «Артмиграция». Но параллельно он ездил в экспедиции по заброшенным церквям Татарстана: фотографировал, собирал информацию об их прошлом, прокладывал маршруты.

Одним из источников вдохновения для этого стал материал Ксении Лукичевой и Артура Тумакова о десяти старинных храмах республики на «Инде». А через два года, в декабре 2024-го, Митя выпустил книгу «Архитектура памяти. Заброшенные церкви Татарстана». Мы, конечно, связались с автором и поговорили о том, почему он любит путешествовать в одиночку, зачем добавил в один из маршрутов мечеть и какие заброшенные церкви в Татарстане — его самые любимые.